г. Москва, ул. Сущевский вал, дом 5, строение 2
+7 (495) 609-28-16
E-mail: office@b-a.su
23.04.2014

Налогообложение в 2014 году налогом на имущество организаций

Налогообложение в 2014 году

налогом на имущество организаций

I. Вопрос: какие изменения внесены в порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций, которые подлежат применению с 01.01.2014 года (какое имущество включать / не включать в налогооблагаемую базу, какую стоимость имущества учитывать и т.д.).

Ответ: Федеральным законом от 02.11.2013 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в части главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», которые вступают в действие с «01» января 2014 года.

1. Объекты налогообложения по налогу на имущество организаций остались на 2014 год без изменений.

Так, согласно статье 374 Налоговому кодексу РФ (далее по тексту — НК РФ) , «1. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во  временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по nbsp; концессионному соглашению), учитываемое на  балансе в  качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса ...

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на  праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.».

Таким образом, состав имущества для исчисления налога на имущество организаций, применяемый в 2013 году, применяется (действует) также в 2014 году.

2. Положения НК РФ по определению налоговой базы претерпели значительные изменения.

2.1. В силу статьи 375 НК РФ,«1. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со  статьей 378.2 настоящего Кодекса.

3. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его достаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.».

То есть, по общему правилу, база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 375 НК РФ).

Однако, в отношении отдельных объектов недвижимости налог на имущество организаций с «01» января 2014 года исчисляется исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на «01» января года налогового периода (пункт 2 статьи 375 НК РФ).

При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 376 НК РФ стоимость таких объектов не учитывается при расчете среднегодовой стоимости имущества налогоплательщика.

Так, в силу пункта 4 статьи 376 НК РФ в новой редакции, вступившей в силу с 01.01.2014 года, «Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.».

2.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2014 года. Так, согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости (примечание: содержащиеся ниже сведения указаны только в отношении российских организаций):

— административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ). В пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ приведены определения понятий «административно-деловой центр» и «торговый центр (комплекс)» соответственно. Критерием отнесения к такому имуществу является вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен центр, и (или) предназначение либо фактическое использование здания в установленных целях;

— нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ). Фактическим использованием нежилого помещения в этих целях признается использование не менее 20 процентов площади помещения для размещения указанных объектов (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ, вид фактического использования зданий и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. До принятия соответствующего акта применяется порядок, закрепленный нормативным правовым актом субъекта РФ (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ). Следует отметить, что такой нормативный правовой акт по состоянию на 18.04.2014 года отсутствует.

Ежегодно не позднее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. не позднее 1 января, перечень имущества, которое указано в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ). Этот же орган направляет такой перечень в электронной форме в ИФНС по месту нахождения объектов недвижимости и размещает его на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Минфин России в письме от 29.11.2013 года № 03-05-04-01/51779 разъяснил, что «По мнению Минфина России, в случае если уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечень официально не размещен в срок, установленный  п. 7 ст. 378.2 Кодекса, на налогоплательщика-собственника не может быть возложена обязанность по уплате налога в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы на очередной налоговый период исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, действие которого распространено с начала указанного налогового периода. Следовательно, сумма налога и авансовых платежей за этот налоговый период исчисляется в отношении указанных объектов без учета положений  ст. 378.2  Кодекса, то есть исходя из налоговой базы, определяемой в общеустановленном порядке в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса.».

Дополнительно Минфин России в письме от 18.12.2013 года № 03-05-05-01/55962 указал, что «если в соответствии с  п. 2 ст. 378.2 Кодекса в субъекте Российской Федерации принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы с 2014 г. исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в  пп. 1 и  2 п. 1 ст. 378.2  Кодекса, то объекты недвижимости подлежат налогообложению по кадастровой стоимости при условии их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, размещенного на официальном сайте не позднее 1 января 2014 г.

Объекты недвижимого имущества, указанные в  пп. 1 и  2 п. 1 ст. 378.2  Кодекса, не включенные в Перечень объектов недвижимого имущества на соответствующий налоговый период, в силу пп. 2 п. 12 ст. 378.2 Кодекса подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 375  Кодекса, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.».

Аналогичная позиция Минфина России содержится Письме от 06.02.2014 года № 03-05-05-01/4765.

Таким образом, если перечень объектов недвижимого имущества отсутствует (не размещен) на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо объекты недвижимого имущества не включены перечень объектов недвижимого имущества, то объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ.

Также следует обратить внимание на позицию Минфина России по вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении произведенных арендатором капитальных вложений в арендованное недвижимое имущество, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость, изложенную в письме от 19.02.2014 года № 03-05-05-01/6958, в соответствии с которой, «до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо возмещения последним произведенных расходов именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды, поэтому на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств. Суд характеризует данные вложения как произведенные арендатором за счет собственных средств, а не за счет средств, предоставленных арендодателем. Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердила правильность данной позиции (Определение от 26.03.2012 N ВАС-2715/12).

С учетом изложенного если организацией-арендатором произведены капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется в соответствии со ст. 378.2 Кодекса исходя из кадастровой стоимости, то налоговая база в отношении учтенных на балансе арендатора капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса.».

Таким образом, налог на имущество организаций исчисляется и уплачивается не только в отношении объектов недвижимого имущества, а также в отношении капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества.

2.3. По составу перечня объектов недвижимого имущества необходимо отметить, что состав сведений, которые должны быть включены в перечень, определяет ФНС России (пункт 8 статьи 378.2 НК РФ). Однако, до принятия ФНС России данного акта соответствующие полномочия предоставлены высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ по согласованию с ФНС России (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ).

Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 12 НК РФ в редакции, действующей с 03.11.2013 года, законодательные (представительные) органы субъекта РФ наделены полномочием устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам, следовательно, и по налогу на имущество организаций. Порядок и пределы реализации данного полномочия предусматриваются НК РФ. Новые нормы главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ действующие с 01.01.2014 года, содержат порядок реализации органами субъектов РФ своих полномочий и пределы их осуществления, в частности, полномочий о возможности утверждения перечня объектов, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе установить конкретные особенности определения базы по налогу на имущество организаций, т.е. упомянутый перечень объектов, только с 1 января 2014 года. До этой даты действовала редакция главы 30  НК РФ, согласно которой налогоплательщики, за исключением отдельных иностранных организаций, рассчитывают базу по налогу на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости объектов. При этом указания на возможность определения базы на основании иных стоимостных показателей положения данной главы не содержали.

Некоторые субъекты РФ приняли соответствующие законы до «01» января 2014 года (например, Закон г. Москвы от 20.11.2013 года № 63 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» и Закон Московской области от 15.11.2013 года № 137/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О налоге на имущество организаций в Московской области»).

По налогу на имущество организаций в Удмуртской Республике действует Закон УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» в редакции с последними изменениями, внесенными Законами УР от 04.07.2013 года № 41-РЗ, вступившими в силу с «01» января 2014 года, т.е. до настоящего времени изменения в Закон УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», на основании Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ, не внесены.

3. Внесены изменения в отношении налоговых ставок.

Согласно статье 380 НК РФ, «1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

1.1. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году — 1,5 процента, в 2015 году — 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента;

2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году — 1,0 процента, в 2015 году — 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

3. Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году — 0,7 процента, в 2015 году — 1,0 процента, в 2016 году — 1,3 процента, в 2017 году — 1,6 процента, в 2018 году — 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящей статьи.».

Как указывалось выше, налог на имущество организаций в Удмуртской Республике исчисляется с учетом Закона УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». Статьей 1 указанного Закона (в редакции Закона УР от 08.06.2005 года № 24-РЗ) установлена налоговая ставка в размере 2,2 процента, для жилищных, жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативов в отношении принадлежащего им жилищного фонда установлена налоговая ставка в размере 0,01 процента.

Таким образом, в настоящее время налоговые ставки по Удмуртской Республике не определены, следовательно, налогообложение необходимо производить по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 статьи 380 НК РФ.

4. Внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на имущество, а также в формат налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций.

Приказом ФНС России от 24.11.2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» утверждены формы и форматы налоговой отчетности. Приказом ФНС России от 05.11.2013 года № ММВ-7-11/478@ «О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 года № 30649) внесены изменения в Приказ ФНС России от 24.11.2011 года № ММВ-7-11/895.

Данный документ официально вступил в силу 31.12.2013 года (изменения, внесенные Приказом ФНС России от 05.11.2013 года № ММВ-7-11/478@, вступили в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» — 20.12.2013 года) и применяются начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2013 года). Новая форма расчета по авансовым платежам необходимо применять с отчетности за первый квартал 2014 года.

В разделе 2 декларации появилась новая строка 270, в которой необходимо отразить остаточную стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода, за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом согласно подпунктам 1 — 7 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

II. Вопрос: порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.

Ответ: В соответствии со статьей 373 НК РФ,«1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со  статьей 374 настоящего Кодекса.», т.е. плательщиками налога на имущество организаций являются организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (далее — иностранные организации), определение которых дано в статье 11 НК РФ. Следовательно, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на имущество организаций.

Согласно статье 346.11. НК РФ, «3.Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) ...».

Таким образом, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на имущество организаций. При применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, они освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

23.04.2014 года

Юридическая компания «Бизнес-Аналитика»


Возврат к списку