г. Москва, ул. Сущевский вал, дом 5, строение 2
+7 (495) 609-28-16
E-mail: office@b-a.su
09.01.2013

«Дебиторка: хорошая и плохая»

Когда начинают говорить о дебиторке, т.е. о просроченной задолженности ваших должников, это значит, что Вы уже являетесь лицом, «попавшим» на риски неплатежей. Данные риски нельзя исключить, не зависимо от того, как Вы ведете свой бизнес, насколько квалифицированы Ваши юристы, финансисты и бухгалтера. Однако долг долгу рознь. Есть долги ликвидные (реальные) — которые можно не только взыскать, но и продать, не потеряв на этом много. Есть долги «мертвые». Здесь комментарии излишне.

К сожалению, почти все хозяйствующие субъекты, работающие более одного года, имеют такие «мертвые» долги. Возникают они, как они правило, из-за грубого пренебрежения элементарными правилами ведения бизнеса и дисциплины в области документооборота. При чем это характерно не только для малого бизнеса, но и для среднего и крупного бизнеса. Все понимают, что долго не ходить к стоматологу, то рано или поздно у Вас начнутся проблемы со здоровьем зубов (вплоть до их полной потери). Это всем понятно. Но почему-то многие считают, что, занимаясь бизнесом, можно пренебрегать аналогичными правилами, и получить при этом «здоровый предпринимательский эффект». Это не вопрос, «прорветесь или нет», это вопрос времени. Вопрос только в том, когда Ваша дебиторка Ваш бизнес под собой и похоронит.

Итак, рассмотрим основные, самые распространенные ошибки «бизнесменов», которые приводят к «мертвым долгам» (приведены в порядке распространенности):

  1. Если Вы занимаетесь бизнесом, Вам необходимо забыть слово «доверие». На любую операцию у Вас должна быть соответствующая «бумажка» (договор, накладная, расписка и т.д.), которая в будущем может доказать сам факт возникновения долга. Уговоры, например: «привезем завтра», «потом обменяемся», «скину по факсу» и т.д., не должны иметь на Вас никакого воздействия. До передачи товара / оказания услуги — оформите отношения (заключите договор). Передал товар / оказал услугу — получите подтверждающий документ (накладная, акта, расписка и т.д.). Если Вы надеетесь, что кругом много свидетелей и «ну не может же такого быть, чтобы при всех...», значит, Вы давно не были в судах. В судах Ваши ссылки на свидетельские показания мало кому интересны. Суды исходят из того, что, по действующему законодательству (в т.ч. и бухгалтерскому), все коммерческие операции должны иметь соответствующее оформление. Нет оформления — нет операции.
  2. Второй по распространенности ошибкой, является низкая исполнительская дисциплина по оформлению документов, описанных в первом случае. Как правило, речь идет о том, что «кто-то» забыл расписаться, «кто-то» не поставил печать, «кто-то», действуя по доверенности, забыл эту доверенность Вам передать. В результате, Вы имеете не доказательство возникновения долга, а ненадлежащем образом оформленный документ, который не может являться доказательством в суде — т.е. «мертвый долг».
  3. Всем понятно, что если человек занимается бизнесом, то это умный и решительный человек, который что-то знает и умеет лучше других. При этом никто из бизнесменов «не бьет себя в грудь», что он готов делать операции на сердце — т.к. это под силу только профессиональному врачу, который много лет не только учится, но и практикует. Однако большая часть бизнесменов «мастерски» составляют договорные документы, с умилением скачивая их из Интернета, считая, что они, таким образом, экономят деньги (т.е. они их зарабатывают). Это не просто легкое заблуждение. Это поголовное убеждение огромного большинства людей, особенно тех, которые только начинают заниматься бизнесом и еще не создали «мертвых долгов».

Самыми легкими последствиями, которые могут быть у людей с такими убеждениями, они будут выполнять функции банковского сектора социальной направленности, т.е. раздавать деньги на неопределенной срок под ставку рефинансирования (которое в последние годы колеблется около 8% годовых). В данном случае долг Вам возможно вернут (года через полтора-два), а все что Вам будет полагаться «сверх» этого, это указанная ставка. Получить кредит под такой процент — мечта всех бизнесменов. Если Вы предоставляете им такую возможность, почему они от этого должны отказываться?

Для возникновения «мертвых долгов» есть огромное множество причин, но, соблюдая всего лишь три правила, Вы на 75% уменьшите риск их возникновения, и так:

  1. Не верьте. Все операции должны оформляться соответствующими документами. Нет «бумажки» — нет операции.
  2. Жестко соблюдайте правила исполнительской дисциплины по оформлению документов — сроки, полнота, полномочия.
  3. Наймите или поручите сторонним юристам ведение Ваших дел. Если Вы не готовы этого сделать в настоящее время (финансовые затруднения и т.д.), поручите разработать для Вас пакет типовых документов (договора, соглашения, акты, инструкции и т.д.), которые Вы используете в своем бизнесе наиболее часто. Вы заплатите (возможно, не мало) один раз, но большую часть своего бизнеса будете вести на основе качественно-проработанных документов, которые позволят Вам защитить Ваш бизнес в подавляющем большинстве случаев.

Удачи Вам в Ваших начинаниях.

09.01.2013

Юридическая компания «Бизнес-Аналитика»


Возврат к списку