г. Москва, ул. Сущевский вал, дом 5, строение 2
+7 (495) 609-28-16
E-mail: office@b-a.su
25.11.2011

По причине плохой видимости въехал ранним утром в небольшую яму в одном из дворов на Буммаше, которой раньше не было. Повредил машину, но ввиду нехватки времени обращаться никуда не стал. Ремонт оказался дорогостоящим, могу ли я сейчас на что-то рассчитывать в плане компенсации, например, от дорожников или обслуживающего этот микрорайон ЖРП?

Виктор Борисович
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), закреплено право лица, личности или имуществу которого причинен вред, на возмещение вреда в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пункт 2 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусматривает право на получение компенсации вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу, причиной которого явилось несоблюдение порядка осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ.
Таким образом, вред, причиненный вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги, подлежит возмещению лицом, ответственным за содержание соответствующего участка автомобильной дороги.
Однако, необходимо учитывать, что для того, чтобы виновная организация выплатила компенсацию пострадавшему в ДТП водителю, необходимо доказать наличие следующих обстоятельств:
1. Факт причинения вреда автомобилю, установленный протоколом о ДТП, составленным работниками ГИБДД. Нужно обратить внимание, что в протоколе осмотра места происшествия (схеме ДТП) должны быть указаны все обстоятельства ДТП. Подлежит осмотру и транспортное средство, повреждения которого фиксируются в протоколе осмотра места происшествия.
2. Причинно-следственная связь между вредом, причиненным автомобилю, и ненадлежащим состоянием автомобильной дороги.
3. Вина дорожной организации. При этом дорожная организация, в силу пункта 2 статьи 1064 ГК РФ, обязана доказать, что состояние дороги отвечает требованиям стандартов.
Вместе с тем, если причинно-следственная связь не является очевидной, то именно истец (владелец транспортного средства) обязан доказать, что дорожной организацией или ее работниками не были предприняты все зависящие от дорожной организации меры и отсутствовал факт форс-мажора, то есть неожиданной, непредвиденной и не зависящей от действий лиц ситуации, которой, как правило, не может быть обычная сезонная метеорологическая обстановка.
Необходимо также отметить, что ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимости по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, закреплены размеры, в пределах которых отдельные просадки, выбоины и иные недостатки дорожного полотна считаются допустимыми.

Из изложенного следует, что законом установлено право лица на возмещение вреда, причиненного его имуществу вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги. При этом, указанное право может быть реализовано, только в случае подтверждения лицом вышеизложенных фактов.
В случае отсутствия протокола о ДТП, составленного уполномоченными лицами на месте повреждения автомобиля, фактически отсутствует возможность доказать, что вред причинен транспортному средству именно в результате недостатков автомобильной дороги, а также установить причинно-следственную связь между вредом и ненадлежащим состоянием автомобильной дороги.

ООО «Юридическая компания «Бизнес-Аналитика»
+7 (3412) 527-100

Возврат к списку